Инфореактор

914 подписчиков

Свежие комментарии

  • петр кузнецов
    слишком много этих трудных минут,...Жена защитника сб...
  • Александр
    Просто у них нет ничего общего и не ожидается.NYT назвала причи...
  • Олег Татьянин
    Каждый зарабатывает деньги как может. Навальный и компания решили зарабатывать на жизнь предавая свою страну.Пользователей Сет...

Антон Долин: не люблю, когда ругают российское кино

Антон Долин: не люблю, когда ругают российское кино

"Миражи советского. Очерки современного". Такое название получила новая книга Антона Долина. На этот раз известный кинокритик поделился с читателями рассуждениями о фильмах, снятых в XXI веке. Публике же Долин представил свое "детище" на XVI Книжном салоне, который прошел 26-29 мая в Петербурге. В павильонах на Дворцовой площади были представлены книжные издательства: от крупных ЭКСМО и АСТ до локальных.

Почему современных режиссеров волнуют темы давно минувших дней, и кому из российских "творцов" Долин посвятил бы свою следующую книгу, кинокритик рассказал в интервью iReactor.

— "Миражи советского. Очерки современного кино" — это сборник рецензий. По какому принципу вы выбирали, что именно включить в него?

— В этой книге я делюсь мнением о фильмах про советское время, снятых современными кинематографистами. Я выбирал и положительные рецензии, и отрицательные. Если не учитывать, что в последние годы я все реже пишу отрицательные. Мне нужен очень сильный мотив, чтобы тратить время, силы и нервы на плохой фильм. А результат будет предсказуем: ты обидишь многих людей. Делая что-то деструктивное, ты разрушаешь фильм, за это люди будут тебя ненавидеть, так зачем это делать? По моей теории, если фильм плох, он и сам провалится в прокате, ему моя помощь не нужна.

А если не провалится, то, может, он чем-то хорош, а я этого не понял.

Возможно, это трусливые доводы, но ругательные статьи я теперь пишу редко. Только когда я считаю фильмы важными. Да, скверными, но важными. Такие рецензии вписываются в общую картину книги. Если кто-то снимет плохой популярный фильм о великих победах Сталина, это будет великолепным доказательством всех моих тезисов о длящемся СССР. Очарованность советским временем очень характерна для русского человека. За границей тоже снимают исторические фильмы, но без этой болезненной привязанности к отдельным эпохам. Сравните фильмы о космосе в России и Америке. В Штатах это всегда футуризм, научная фантастика, взгляд в будущее. Например, "Интерстеллар". В России это взгляд назад: советские космонавты и их достижения. Но в книге я не отвечаю на вопрос, почему так происходит. Каждый читатель составляет свое мнение.

— А вы составили свое?

— Есть несколько объяснений, почему мы раз за разом обращаемся к советскому прошлому. Во-первых, утопия о коммунизме существовала в умах на протяжении 70-и лет. Люди верили в светлое будущее, но оно не наступило. Для многих это осталось незакрытым гештальтом. Мне кажется, мы подсознательно длим ощущение не кончающегося СССР для того, чтобы когда-нибудь все-таки вступить в это "Божье царство" коммунизма. Во-вторых, многие  были рождены в этом советском мире, либо их родители были рождены, либо хотя бы бабушки и дедушки, которые их воспитывали. У нас не оборвана пуповина с этим миром. Когда поколение, рожденное после СССР, воспитает своих потомков, связь с советской частью нашего прошлого станет ослабевать. А пока мы еще крепко с ней связаны и находимся в парадоксальном положении: прошло уже 30 лет, а мы все еще там.

Антон Долин: не люблю, когда ругают российское кино

— Считаете ли вы, что пора прекратить эксплуатировать тему Советского Союза?

— Любая эксплуатация — это плохо, поэтому эксплуатировать не надо. Однако бесцензурная рефлексия на тему советского времени всегда будет полезна — и через сто лет, и через двести. Вопрос только в качестве этой рефлексии. И хочется еще раз подчеркнуть бесцензурность. Цензура — это абсолютное зло, и нет никаких исключений.

— Достоверны ли современные фильмы о Советском Союзе?

— Нет, но их не нужно за это ругать. Если фильм игровой, его нельзя воспринимать как исторический. Я смотрю такие фильмы как фэнтези.

— Как вы оцениваете кинематограф на постсоветском пространстве?

— Для меня все-таки главным преемником советского кино стало российское кино. Остальные страны максимально эмансипировались и отстранились от советского опыта. Может, это и плохо, но позволяет им начать с чистого листа. Россия лишена этого шанса. Хотя я и не люблю, когда ругают российское кино. Это уже стало модным, особенно, среди людей, которые это кино даже не смотрят. Сегодня у нас не меньше талантливых кинематографистом, чем раньше, и не меньше, чем в других странах.

— Кроме этой книги вы писали про Триера и Джармуша. Про кого из российских режиссеров вы бы написали?

— У меня есть книга про Алексея Германа-старшего. Я горжусь ей и считаю удачной. Написал бы и про Звягинцева. Мы с ним дружим, я писал статьи о его работах. Он самый известный в мире российский режиссер. Но ему сложно найти продюсеров, потому что фильмы Андрея очень точно отражают современность, а это не приветствуется. Никакого запугивания, просто денег на такое кино нет.

— Должны ли мы оценивать кино, снятое много лет назад, современными мерками?

— Мы всегда смотрим на фильмы прошлого из сегодняшнего дня. Другое дело, что мы должны всегда себе напоминать, что у любого фильма есть свой исторический контекст. В "Унесенных ветром" предисловие для того и записывалось, чтобы сказать современному зрителю: "Если вам покажется, что белые обращаются с черными унизительно в этом фильме, то знайте, что это эпоха, которая отражена в фильме". Правильно ставить кино в контекст, тогда любые вопросы исчезнут.

Антон Долин: не люблю, когда ругают российское кино

— Чего ждать от Каннского фестиваля?

— Программа еще не объявлена, но есть фильмы, которые я надеюсь увидеть. "Петровы в гриппе" Серебренникова. Я очень люблю эту книжку и нежно отношусь к Кириллу, хотя не все его фильмы люблю. Мне все равно будет интересно посмотреть. Фильм "Аннетт" уже заявлен на открытие фестиваля. Леос Каракс – потрясающий французский режиссер, один из моих любимых. Он делает по фильму раз в 10 лет.

Апичатпонг Верасетакун, тайский режиссер, тоже один из любимейших, сделал фильм в Колумбии с Тильдой Суинтон. Соединение актрисы, Колумбии и Канн очень интересное. Если он будет на фестивале, я на него первым побегу. "Бернадетт" — фильм то ли про сатанистку, то ли про лесбиянку, то ли монахиню. А может, она одновременно и то, и другое, и третье. Любой нормальный человек хочет такое увидеть. Вообще, я думаю, в этом году будет больше достойных фильмов из-за того, что часть из них перенесли с 2020 года. Конкуренция будет жестче.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх